Что после депрессии?

мудростьКогда психологи, психотерапевты, друзья говорят людям, находящимся в депрессии о том, что с депрессией можно расстаться, можно выйти из нее, то многие побаиваются этого, так как не знают, что их ждет после депрессии. Ведь жизнь не изменится, как им кажется, она останется такой же непредсказуемой, полной опасностей и тревог, боли и угроз. Да, жизнь, мир и люди не изменятся какое-то время, но изменимся мы. То, что раньше нас пугало и вызывало рефлекторное бегство в грусть, вдруг станет тем, что позволяет расти, преодолевать себя, развиваться, проявлять ранее скрытые возможности, любовь…

Возможно, мы даже сможем узнать себя,  свою жизнь и своем место в мире в первый раз. «Узнавать в первый раз означает видеть место ясно, яростно, интенсивно «здесь и сейчас». Этот вид знания ближе всего к тому, как мы можем видеть реальность такой, какая она есть. Узнавание места, с которого мы начали, узнавание жизни, которую мы проживаете, и мира, в котором мы живем, узнавание себя – все это значит быть истинно и совершенно живым.

Большинство людей проживают свою жизнь во сне, воспринимая себя и окружающий мир как данность, реагируя на обстоятельства, не задумываясь о последствиях своих действий, не понимая, что то, что они считают реальностью, на самом деле – это картина, которую создает их разум. Множество людей живут именно так, находясь в темной тюрьме депрессии. Осознание того, что то, что мы воспринимаем как реальность, на самом деле есть набор значений, который каждый из нас создал своим особым образом, – это именно то, что Будда назвал просветлением. Для того, чтобы стать просветленным, не требуется ни многих часов медитации в позе лотоса, ни того, чтобы петь гимны и есть растительную пищу, ни даже для того, чтобы брить свою голову. Все, что вам необходимо сделать, – это узнать в своем сердце, а также в голове, что то, что мы видим как мир, – это не то, каков он есть, а то, каковы есть мы, и что то, что мы делаем, мы делаем не как результат того, что случается с нами, а как результат того, как мы интерпретируем, что случается с нами. Поймите это, и вы станете одним из счастливых просветленных.

Знание себя и своего мира таким просветленным образом означает, что мы всегда открываем и учимся чему-то новому. В самых обычных местах мы замечаем то, что мы никогда не видели раньше, видим связи, тогда как раньше мвы видели только трещины и разломы. Мир и все люди в нем становятся предельно интересными. Мы открываем в себе таланты и способности, о которых мы раньше даже не мечтали. Каждый новый опыт делает нас сильнее.

Путь, которым идет просветленный, не лишен трудностей. Люди вокруг нас могут быть довольны, что мы больше не находимся в депрессии, но они могут не испытывать удовольствия от того, что у нас есть собственные идеи о том, что и как делать, от того, что мы заботимся и защищаем себя сами и больше не пытаемся осуществить их желания и требования без рассуждений и возражений. Если мы неаккуратны, то мы можем вернуться в непросветленное состояние, в котором мы проводим свое время в беспокойстве о будущем, обидах на прошлое, чувстве усталости, гнева и зависти в настоящем, и веря, что в общем ходе вещей нам отведена роль страдальца. Для того, чтобы остаться на пути просветления, мы должны быть внимательными к тому, что мы делаем.

Быть просвещенным не означает убежать в некий грандиозный философский и религиозный образ жизни, в котором больше ничего не надо делать в обыденном мире. Наоборот, мы еще больше начинаем понимать реальный мир в настоящем. Вместо того, чтобы думать о настоящем в поня-тиях прошлого (насколько многого я был лишен, как же я был обманут, как я страдал!) и о будущем (я должен сделать все идеально!, вдруг я ошибусь?, а вдруг меня обвинят во всем?, а вдруг я буду наказан?) мы обращаем внимание на то, что происходит сейчас: вкус еды, которую мы едим, пение птиц за нашим окном, историю, которую кто-то нам рассказывает, задачу, которую мы сейчас выполняем. И поскольку мы внимательны к настоящему, мы также осознаем, что мы – часть всего, что существует. Хотя это загадочно и непостижимо на интеллектуальном уровне, но все же может быть понято таким образом, который поддерживает и подкрепляет нас.

Мы можем чувствовать, что мы – часть всего, что существует, когда мы в саду, или гуляем в горах, или находимся на берегу моря, или слушаем музыку, или смотрим на игру детей. Люди используют разные наименования для всего, что существует. Многие люди воспринимают Бога не как божество, которое судит их, но как непознаваемую силу, которая охватывает все, одновременно имманентна (находится внутри нас) и трансцендентна (находится вне нас). Некоторые называют все, что существует, природой.
Мы можем дать имя и описать все, что существует любым способом, который подходит нам наилучшим образом: Бог или Сила Жизни, Дао или Природа. Наше понимание будет углубляться в течение жизни каждый день, и наша внимательность к нашей ежедневной жизни будет углублять наше понимание всего, что существует. Просветление не есть внезапное включение света, это постепенный процесс увеличения яркости.

Мы можем посмотреть на свой мир и сказать: «Он ничто, кроме…», — или же мы можем сказать: «Он не это, но нечто большее», — или же: «Это он». Если мы скажем, что мир – ничто, только политика или же атомы, то тогда мы сделаем наш мир пустым, безжизненным местом и себя сделаем пустыми людьми без вдохновения. Если мы скажем, что мир неважен, а то, что важно, – это то, что превосходит его, небеса или рай, или некая духовная реальность, то тогда мы будем неудовлетворены и раздражены своим миром, и поэтому в лучшем случае мы будем его игнорировать, а в худшем — разрушать через эгоцентризм, бездумность или злые умыслы. Но если мы скажем: «Это он», — то тогда наш мир будет приходить к нам посвежевшим каждый день, полный избыточной жизни и бесконечного обаяния.

Мы все знаем, что вне и внутри нас и нашего ежедневного мира лежит реальность, которая вызывает трепет и внушает уважение, мистическая и непостижимая, кроме тех редких моментов, когда она открывает себя нам. Если мы отрицаем то, что она в нас, мы лишаем себя богатого и энергетически насыщенного питания, и поэтому становимся слабыми и ограниченными людьми, простыми карикатурами на то, какими мы могли бы быть. Если же мы осознаем эту реальность в себе, но настаиваем на том, что мы знаем в реальности то, что есть; если мы видим ее через призму некоторой сказки, в которой добро неизбежно вознаграждается и защищается, а зло наказывается, то тогда нам придется провести нашу жизнь в отрицании нашего восприятия и обманывая самих себя в отношении наше-го опыта, будучи постоянно вовлеченными в игру притворства.

Но если мы сможем признать и осознать пугающую мистичность, то тогда мы узнаем великий страх и неопределенность, но мы также узнаем в редкие, жизнеутверждающие моменты величайшую радость, мудрость и наслаждение. Эти моменты сделают оставшуюся часть нашей жизни стоящей того, чтобы жить.

(По мотивам работ Д.Роу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *