Депрессия: диагноз рождает болезнь

диагнозВ 1961 г. компания Merck купила книгу Фрэнка Айда, который был первым, кто начал использование антипсихотических препаратов (аминазина) в США, которая называлась «Диагностика депрессии» [Recognizing the Depressed Patient, with Essentials. — Grune & Stratton, Inc. 1961]. Книга была написана для неспециалистов, не-психиатров. Основная идея, на которой она была основана (включая личный опыт автора), заключалась в том, что депрессия — это нечто, что можно найти не только в закрытых психиатрических клиниках, но и на приемах у обычных участковых терапевтов. То есть, говоря по-русски, депрессия — это массовое, недодиагностированное заболевание. Так вот, компания Merk купила 50 000 копий этой книги и распространила ее по всему миру. Зачем? Для того, чтобы сделать важный маркетинговый ход: вывести на рынок и сделать привлекательным для миллионов покупателей второй после миллипрамина антидепрессантн, амитриптилин.

Этот ход оказался очень успешным: амитриптилин стал первым в мире удачно продаваемым антидепрессантом. Так была открыта «эра антидепрессантов», по мнению проф.Д.Хили. Только вместе с таблетками или точнее для того, чтобы они хорошо продавались, была продана идея болезни. Дальше психиатрия в паре с фармкомпаниями делали нечто похожее все время (Healy D. The Antidepressant Era. — Harvard University Press, 1997. — pp.75-76).

Итак: создание вещества — создание идеи — создание диагноза.

Так ли на самом деле? Депрессия — это болезнь закрытости, недоверия и одиночества. Его невозможно преодолеть, особенно если есть длительный опыт проживания в тотальной грусти, искусственно нарушая биохимию мозга грубым вмешательством в его функционирование. Нарушая сексуальную сферу, нормальную работу сердца и сосудов, повышая вес и часто вызывая тяжелые паркинсонические явления, как это делает подавляющее большинство антидепрессантов. Преодолеть ее можно только одним способом: погрузиться в себя и разобраться с поведенческими и мыслительными программами, которые лежат в основе нашей жизни и начать их менять. Именно в них, в глубине нашей души лежат ответы на вопрос о том, как выйти из тюрьмы депрессии, а не в количестве того или иного нейротрансмиттера в пресинаптической щели нейронов нашего мозга, о чем можно догадаться из рекламного постера антидепрессанта Феварин компании Upjohn, размещенном в журнале The Lancet в 1992 г., где была нарисована радостная, веселая женщина, выходящая из темноты в свет и было написано: «Выход из депрессии».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *