Главная заповедь еврейского народа

ханукаСейчас идет празднование Хануки. Ханука самеах! Участвуя в празднике, поздравляя и принимая поздравления, наткнулся на замечательную статью р.Бенджамина Блеха и вдруг почувствовал, как мурашки побежали по коже: да ведь это обо мне и для меня — «никогда не теряй надежду». Это опыт, добытый борьбой, молитвами и слезами для каждого, кто страдал или страдает от депрессии. Даже в самой отчаянной ситуации плачь, кричи, беги, но не теряй надежду! Ответ придет, Бог все управит, все будет хорошо. Воды обязательно расступятся, как бы глубоки они ни были, масла для светильника хватит на большее время, чем только на видимый один день. Храм будет восстановлен!

Никогда не теряй надежду

Зачем вновь зажигать менору, если разум убеждает в том, что на следующий день тьма наступит снова?

Этот вопрос, по видимости, относится к тем частям этой истории, которые меньше всего попадают в поле зрения. Однако он является тем аспектом чуда Хануки, которое, как мне верится, наиболее значим сегодня для нас, поскольку мы снова вынуждены принимать на себя задачу выживания еврейского народа [=борьбу с депрессией, алкоголизмом, трудоголизмом, потерями, болью и т.д. – М.Б.], сравнимую по масштабам с борьбой Маккавеев.

Мы знаем, что в той древней битве малое число победило большое, чистые – нечистых, праведники – грешников. Каким-то образом, престарелый священник по имени Матисьяху [Маттафия] вместе со своими героическими сыновьями оказался способен победить могучую империю и восстановить Храм, вернув его от языческих культов к поклонению истинному Богу.

Как такая маленькая семья оказалась способной руководить народом и привести его к такому поразительному триумфу? Просто объявить Хануку Божьим чудом, невообразимым событием, осуществившемся только благодаря Божьему вмешательству – значит проигнорировать человеческую составляющую: трудную борьбу, а также войну, которая предшествовала новому освящению Дома Божьего и зажжению меноры в святилище.

Подобно Пуриму, Ханука – это праздник воспоминания о победе, достигнутой совместными усилиями Бога и евреев, Всевышнего и Маккавеев, сходной с историей Эсфири и Мордехая. Уместно поинтересоваться, что же конкретно помогло обеспечить столь поразительные результат, бросить вызов судьбе?

Я уверен, что ответ скрыт в событиях, предшествовавших чуду с маслом. Они – участники истории – нашли маленькую емкость с чистым маслом, достаточную для того, чтобы гореть только один день. Маккавеи ничего не знали о том, что совершиться чудо, что же тогда заставило их зажечь менору? Зачем нужно начинать то, что не может быть окончено? Зачем снова зажигать менору, когда разум убеждает в том, что на следующий день тьма наступит снова и она будет не в состоянии выполнить свою цель?

Маккавеев не отпугнула кажущаяся недостижимость успеха их усилий. Это был секрет Маккавеев: не важно, насколько ситуация плоха, не важно, какова вероятность успеха, мы начинаем выполнять свою задачу – и оптимистично доверяем Богу в том, что Он каким-то образом сделает наши усилия плодотворными.

Прыжок в море

Это секрет древних рукописей. После того, как евреи были спасены из египетского рабства, фараон изменил свое решение и со всей своей армией начал преследование своих бывших рабов. Он настиг их на берегу Красного Моря, евреев охватил страх, так как они не знали какую дорогу им выбрать. Бог велел им идти через море. Нет, это было вовсе не так, как показал в своей голливудской версии Исхода Сесил Демилль [см.его фильм «Десять заповедей», 1923 г.]. Моисей не стоял на берегу, просто поднявши жез для того, чтобы море расступилось и евреи могли бы пройти его «аки посуху». Ничего не происходило до тех пор, пока наши предки не рискнули начать свое невозможное путешествие. Ничего не происходило до тех пока, пока Наасон, сын Аминадава, не вошел в морскую воду по шею и только после этого Бог начал творить чудо: воды начали раздвигаться, даруя нам спасение.

Бог творит чудеса, но только после того, как мы выполняем свою часть, чудо веры, которая толкает нас браться за практически проигрышное дело, за реализацию невозможной мечты, реализация которой гарантирована только нашей искренней верой во Всевышнего.

Голда Меир выразила это так: «Евреи не могут позволить себе роскошь пессимизма». Бен Гурион напомнил нам, что в Израиле «для того, чтобы быть реалистом, надо верить в чудеса».

Сегодня жить в Израиле — значит ежедневно сталкиваться с борьбой за выживание, с врагами, которые планируют, как Аман, наше уничтожение, и жаждут отменить наши уникальные отношения с Богом, как хотели сирийские греки. Чудо нашего упрямого нежелания терять надежду, не смотря ни на какие трудности и превратности судьбы, дарует нам два праздника.

Я не сомневаюсь в том, что однажды будет и третий. Это будет третий праздник, означающий поражение сил тьмы, которых сменить чудесный свет, принесенный в Храм древними Маккавеями с помощью своего духа оптимизма, надежды и безусловной веры в конечный успех их миссии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *