Как «завязать» с депрессией?

вязаниеНе так давно я встречался с психологами, которые придумали «клоунотерапию» и стараются помочь страдающим людям с ее помощью. Не знаю работает ли клоунотерапия, но теперь становится ясно, что можно выдумать терапию с любой приставкой в первой части слова. Я тоже решил придумать терапию вязанием, вязанием спицами или крючком, нексотерапию (от лат. nectere, necto, nexui — вязать, связывать, сплетать), а потом увидел, что ее уже придумали и называют спицетерапией. Однако мое название мне нравится больше, пусть будет так. Сам я учусь это делать вот уже около трех месяце и скажу, что «депрессия беженца» явно реагирует на это занятие: она ослабевает.

Вязание — это задействование мелкой моторики пальцев, а они «включают» весь мозг и я перехожу из своих страхов — а все страхи только в будущем, в созданных мной картинах ужасного будущего — в самое продуктивное состояние, которое только может быть у человека, в здесь и сейчас. Только в этом мгновении, в этой безразмерной бесконечной секунде живет человек, здесь и сейчас есть у него все ресурсы для развития и роста.

Счет петель, движение спиц или крючка, формирование образа готового изделия, отслеживание того, как этот образ соотносится с реальными формами, которые выходят из-под ваших инструментов, в конечном итоге, преодоление себя — ведь ничего, черт возьми не получается в течение многих дней! — вот один из «антидепрессантов», вот настоящий, пусть и не радикальный, но все же проверенный способ преодоления грусти, снижения симптомов депрессии.

Кроме того, я знаю историю многих людей, как мужчин, так и женщин, которые в попытке избавиться от депрессии различной степени тяжести, начинали пробовать себя в изготовлении различных поделок, бижутерии, вязания, рассказывали об этом друзьям, выносили в Интернет на сайты и вдруг оказывалось, что на их изделия есть спрос, появлялись ценители и клиенты и они обретали новый смысл в новой интересной и доходной деятельности. В чем же еще нуждается, человек, который ищет выход из депрессии, как не в обретении смысла своей жизни?

Вот интересная статья, которая подтверждает важность нексотерапии:

Вязальная революция в Америке

После террористических актов 11 сентября 2001 года миллионы американок начали … вязать. Стремительно растущую моду на вязание в Америке объясняют реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий. Современные американки вяжут в вагонах метро, кофейнях, книжных магазинах и во время обеденных перерывов. Вязальная революция по своей силе не уступает повальному увлечению американцев йогой. А для многих вязание и есть новая йога. Мода на вязаные одеяла, пончо, сумки, длинные шарфы и накидки для собак поддерживает энтузиазм вязальщиц.

Однако большинство находит, что главное в вязании — его терапевтический эффект и возможность пообщаться с подругами. Новое урбанистическое движение Америки — это сеть городских клубов по вязанию под названием «Вязать и жаловаться» (Stitch ‘n Bitch). Первый такой клуб возник в Чикаго, вдохновленный страстью к вязанию Дэбби Столлер, написавшей книгу-бестселлер Stitch ‘n Bitch. Вслед за чикагскими вязальщицами, желающие повязать и пожаловаться на жизнь обнаружились по всей стране, образовывая свои клубы, интернет-сайты и электронные магазины по распродаже собственных изделий.

Откликаясь на интерес к вязанию, известные компании стали предлагать свои услуги специально для вязальщиц. Так, железнодорожная компания Amtrak организует специальные поезда для любителей вязания, курсирующих между несколькими городами Калифорнии. Пассажирам предлагаются сессии по обмену опытом с опытными вязальщицами и обучение новым вязальным рисункам в компании соратниц по ремеслу. Один из книжных магазинов сети Barnes and Nobles в Нью-Йорке нанял живых моделей и посадил их вязать в витрине магазина, пропагандируя вязание и книги, посвященные этому занятию.

Исследование, проведенное Американским Советом по Ремеслам, показало, что в 2004 году 53 млн американок, или каждая третья женщина, умели вязать спицами или крючком. Это означает, что за десятилетие число вязальщиц увеличилось на 51%. При нынешних темпах роста популярности вязания в 2005 году в США может появиться 94 млн вязальщиц и вязальщиков. Большим сюрпризом для Американского Совета по Ремеслам явился факт необычайной популярности вязания среди женщин до 35 лет. Образ старушки со спицами и полосатым носком стремительно теряет свою актуальность. Начиная с 2002 года, на 150% выросло число подростков в возрасте до 18 лет, которые посещают занятия по вязанию — ныне вяжут 5.7 млн тинейджеров. Популярность вязания среди женщин, входящих в возрастную группу 25-34 лет за тот же период времени возросла на 100% (таковых вязальщиц 6.5 млн).

Интерес к вязанию возникал в американском обществе по разным причинам. Вязание в доиндустриальную эру — приблизительно до конца 19 века — помогало семьям сэкономить на расходах на одежду. Развитие текстильной промышленности в 20-м веке сделало домашнее вязание неэкономичным. Однако вязальный талант американок был снова востребован во время Первой Мировой войны. Тысячи носков домашней вязки отправлялись на фронт солдатам. В 1920-е годы американки презирали вязание, считая его непрестижной «женской» работой. Первая леди США Грэйс Кулидж пыталась заинтересовать своих соотечественниц вязанием, организовывая вязальные конкурсы и марафоны с привлекательными призами для победительниц.

В 1930-е годы — частично благодаря ее усилиям, частично за счет недоступности населению хорошей одежды во время Великой Депрессии — страсть к вязанию вновь расцвела среди женщин Америки. Следующим испытанием вязальной мощи страны стала Вторая Мировая война, которая вновь мобилизовала женщин на вязание шерстяных солдатских носков.

Начиная с 1950-х, на вязальном фронте наступило глубокое затишье. Хиппи ценили кустарно изготовленные вещи и любили вязать, но духом эпохи быстро завладели антивоенный активизм, связанный с войной во Вьетнаме, и феминистические идеи. Вязальные спицы и крючки были заброшены — сэкономленное время тратилось на уличные демонстрации, а в последующие десятилетия — на карьеру и развлечения.

Дэбби Столлер, автор бестселлера Stitch ‘n Bitch, считает, что возрождение вязания в Америке 21-го века связано с культурной тенденцией возвращения к типично женским занятиям, которая была подавлена развитием феминизма в 1960-70-х годах. В то же самое время, вязальная революция, несомненно, часть более общей тенденции в американском обществе, которая проявляется в потребности ручного труда и связанных с ним творческих процессов. Этой потребностью, например, объясняется коммерческий успех сетей магазинов типа «сделай сам «.

Вдобавок, вязание может служить средством для выражения сочувствия и желания помочь ближним. После трагедии 11 сентября американские женщины связали тысячи одеял для пожарных-спасателей. Вязание также вылилось в другую форму благотворительности — аукционы, проводимые популярными магазинами вязальной пряжи, на которых продаются одеяла, связанные голливудскими звездами. Торговцы получают рекламу, а выручка от продаж одеял направляется на благотворительные цели. (http://club.osinka.ru/topic-7122?&start=0)

А вот опыт одной из тех женщин, которая серьезно относится к нексотерапии:

Вязание — йога или нет?

Я вяжу. Вяжу на спицах и крючком, вяжу часто, хотя назвать себя фанатичной, увлеченной вязальщицей не могу. Вяжу лишь потому, что проще сделать самой нужную вещь, чем искать ее в магазинах. Вяжу не потому, что это модно, а потому, что нужно и нравится. Так что, как мне кажется, могу взглянуть на процесс вязания объективно — изнутри и со стороны.

В последние десятилетия и у нас, и на Западе ручное вязание приобретает все большую популярность. Вяжут стар и млад, простые люди и знаменитости, женщины и мужчины. Вяжут моряки в плавании и водители-дальнобойщики на стоянках. Вязание рекомендуют желающим бросить курить, страдающим от депрессии, недовольным низкой самооценкой. Вязание становится средством творческого самовыражения для тех, чья основная работа не предполагает никакого творчества. Что же привлекает людей в вязании, так что его даже объявили «новой йогой»?

Без сомнения, это занятие сродни медитации. Многие вязальщицы и вязальщики говорят, что испытывают во время вязания удивительное чувство покоя, умиротворения, счастья. При этом возможны два варианта:

1. Если вязание простое (например, обычная чулочная вязка), то можно не думать о самом вязании, но позволить своим мыслям течь свободно, так что в конце концов это течение прекращается и наступает блаженное состояние. Разумеется, в йогической терминологии, это не «самадхи», а лишь «сатори». Нечто подобное можно испытать, следя за облаками или за волнами.

2. Если вязание сложное (требует счета петель или перехода от одного рисунка к другому), то ум вязальщицы настолько сосредотачивается на работе, что все другие мысли и мир в целом отступают на задний план. Вязальщица живет настоящим моментом. Ошибка — знак, что она отвлеклась. Аналогичное состояние достигается йогами, например, при слежении за дыханием: и там потеря счета вдохов и выдохов — знак того, что концентрация не достаточна.

3. Первый, и второй вариант подразумевают одно существенное обстоятельство — одиночество или ощущение одиночества (отсутствие внешних информационных факторов или возможность их не воспринимать). Однако не все вяжут в одиночестве или предаются исключительно этому занятию. Во время вязания многие одновременно читают, ведут беседы по телефону или разговаривают с людьми, которые находится рядом, слушают музыку или смотрят телевизор. Вязание становится в этом случае чем-то вроде защитной оболочки, позволяющей сохранять собственный ритм дыхания и сердцебиения, задаваемый именно движениями рук, постукиванием спиц. Вяжущий позволяет себе «сбавить обороты», снизить темп своих действий и реакций в жизненном потоке.

Так что же, вязание — терапевтическая практика? Почти. С некоторыми оговорками.

1. Первое замечание касается тела. Неподвижная поза при вязании (это тоже своего рода «асана»;) может стать причиной стресса. Поэтому нужно соблюдать некоторые правила осторожности. Перед началом вязания стоит сделать небольшую зарядку для суставов и мышц рук — повращать ими, посгибать, растереть руки, чтобы они согрелись. Так же стоит сделать несколько упражнений для шеи — наклоны в стороны, вперед и назад, вращение. Стул или кресло должны иметь прямую спинку. Недопустимо сидеть с вязание в руках развалясь на диване. Этим вы повредите и своим суставам, и позвоночнику, и внутренним органам, да и добиться расслабления в такой неудобной позе будет трудно. Если вы вяжете несколько часов подряд, обязательно делайте перерывы: походите по комнате, выполните потягивания и «раскройте» грудную клетку, разводя руки в стороны, встаньте на четвереньки и, подражая животному, выгните позвоночник дугой вверх, лежа на спине прижмите поясничный отдел позвоночника к ковру. Все это поможет расслаблению, так как расслабление лучше достигается именно после напряжения. При работе также нужно следить за тем, чтобы вязание не было слишком тугим — вяжите свободно, это полезнее и для вашего тела, и для вашей психики.

2. Второе замечание касается психологических установок (в йогической терминологии аналогия с «ямой и ниямой»). Не следует слишком упиваться успехами в вязании, гордиться ими, приписывать себе какие-то особые таланты, соревноваться с другими или с самим собой, присваивать себе те идеи, что вы нашли у других и т. д. Будьте скромны, мыслите позитивно, любите себя, уважайте других!

3. Третье замечание касается образа жизни в целом. Вязание не должно подчинять вас себе. Если вы заметили, что думаете о вязании постоянно (даже в транспорте или на прогулке, или на работе), или что покупаете все больше и больше пряжи не для конкретной вещи, а просто потому, что «нравится», уделяете меньше времени другим приятным занятиям ради того, чтобы повязать — стоит задуматься, а не становится ли для вас вязание чем-то вроде наркотика? Если да, то попробуйте заполнить хотя бы часть времени какими-то другими приятными занятиями… или просто бездельем. Последнее, пожалуй, труднее всего, но попробовать стоит. (http://club.osinka.ru/topic-7122?&start=120)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *