Мирьям, мама Мессии: сильная еврейская женщина перед лицом Бога

мария

Мирьям, мама Мессии:
сильная еврейская женщина перед лицом Бога

по мотивам лекций-проповедей создателя Центра еврейско-христианских исследований

(Center of Jewish-Christian Studies) Дуайта Прайора

…Мы стремимся праздновать воплощение Иисуса (Йешуа), мы стремимся различным образом поблагодарить Его и вознести хвалу. Не может быть лучшего способа сделать это, чем повторить тот путь, которым прошла Мария, мать мессии.

Ее пророческий гимн, начинающийся в (Лк:1:46), известен в Церкви как «Магнификат», латинское название, использованное для выражение Марией похвалы в присутствии ее родственницы Елизаветы (Элишевы): «Величает душа моя Господа»:

«Величает душа моя Господа

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

что призрел Он на смирение Рабы Своей,

ибо отныне будут ублажать [благословлять – М.Б.] Меня все роды;  

что сотворил Мне величие Сильный,

и свято имя Его;

и милость Его в роды родов к боящимся Его;

явил силу мышцы Своей;

рассеял надменных помышлениями сердца их;

низложил сильных с престолов,

и вознес смиренных;  

алчущих исполнил благ,

и богатящихся отпустил ни с чем;  

воспринял Израиля, отрока Своего,

воспомянув милость,  

как говорил отцам нашим,

к Аврааму и семени его до века»

Я бы хотел, чтобы мы посмотрели на историю рождения Иисуса с точки зрения непосредственного свидетеля. Я имею в виду Марию, мать нашего Господа, чье имя по-еврейски звучит как Мирьям. К сожалению, о ней так мало рассуждают [в протестантской среде – М.Б.], однако какое же время могло бы быть лучшим для того, чтобы все таки сделать это, как не эта часть года? Давайте же используем эту возможность для того, чтобы полнее оценить эту выдающуюся еврейскую женщину и понять причины того, почему нам следует почитать ее и поступать подобно ей.

Во-первых, Мария выделяется особым отношением и служением Богу

У Луки 1:28 ангел Гавриил (Габриэль) приветствует Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Ее охватывает удивление и заинтересованность, так как форма этого приветствия необычайно возвышенна. Учитывая ее доскональное знание Еврейских Писаний, оно напоминает ей сходные приветствия, полученные теми  Божьими людьми, которых Господь отметил и избрал для выполнения какого-либо экстраординарного служения.

Например, когда ангел является судье израильскому Гедеону, слова его приветствия те же самые: «Ты обрел благодать перед Богом, Господь с тобою…» [в русском переводе ВЗ звучит так: « Господь с тобою, муж сильный!… И сказал ему Господь: Я буду с тобою… [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими…», (Суд.12:17) – М.Б.]. Вспомнив это, Мария не только изумлена характером ангельского приветствия, но она также наполнена трепетом, страхом Божьим. Однако при этом она радуется, как и положено дочери Иерусалима. Послушайте пророка Захарию (Зехарью):

«Ликуй от радости, дщерь Сиона,

торжествуй, дщерь Иерусалима:

се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий,

кроткий, сидящий на ослице

и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9)

В некотором смысле, появление ангела вызывает у Марии те же чувства, которые вызвал бы призыв Захарии, связанный с пришедшим Царем. Согласно традиции, которая содержится в апокрифическом тексте 2-го века, который называют «Протоевангелием Иакова», Мария родилась в Иерусалиме. Ее семейный дом располагался в северовосточном квартале города, возле источника Вифезда. Хотя этот документ содержит неподтверждаемые и неисторические данные, этот его аспект все же пользуется поддержкой ученых, в частности Баргила Пикснера. Вероятнее всего, Мария – дочь Сиона, очевидно рожденная и воспитанная в Иерусалиме; поэтому ее радость о приближающемся Мессии Израиля велика.

Во-вторых, Мария была отмечена за свое смирение и сердце, в котором был дух служения

Мы [протестанты – М.Б] во многом лишены образа Марии как ролевой модели из-за серьезных конфликтов в истории церкви. Начиная со 2-го века, особенно в западных формах христианства, произошла трансформация от исторического к теологическому, переход от физического к метафизическому. Из-за своей греко-римской ориентации, Отцы Церкви были поглощены потусторонним и потеряли из виду значение истории и физического мира, который Бог создал и о котором сказал, что он хорош. А в 3-м и 4-м веках проявились некоторые силы, которые возвысили еврейскую женщину Мирьям до метафизического статуса. Уже в 4-м веке ее упоминают как «Теотокос», Матерь Божью. В Римской и Православной церковной истории она была возвышена до уровня почти- или даже уже-божества. Как реакция на этот своеобразный дисбаланс, протестанты вовсе отошли от женского [в своей вере – М.Б.]… от Марии…

Сейчас я просто хочу ввести эту идею и сказать вам, что важнейшая часть церкви сейчас восстанавливается, возвращается к своему еврейскому наследию и для этого вновь востребует человека, Йешуа – историческую, физическую личность, Иисуса из Назарета. Тем же самым путем я бы хотел предложить чтобы наше наследие включало восстановление Марии, чье еврейское имя было Мирьям.

Вот вторая очень важная характеристика Мирьям: она выделялась своим смирением и сердцем, в котором был дух служения. Мирьям представляет собой модель истинного смирения в своем ответе на ангельское объявление. Она смотрит в лицо фактам и задает тяжелый вопрос, который для меня является очень показательным. Если бы Гавриил показался сегодня вечером здесь, я смею утверждать, что не очень-то многие из нас сказали: «Извините, можно мне задать вопрос?» Если бы мы даже просто смогли оторваться от пола и встать с колен, мы вряд ли были бы склонны говорить. Но эта маленькая девочка задала вопрос: «Извините, но как это может произойти? Я еще девственна». Ангел ответил: «Это будет работой Святого Духа».

Но что еще больше впечатляет, так это то, что Мария демонстрирует истинное смирение, она не фокусируется на своей слабости, недостойности. Если бы ангел сказал: «У меня для тебя – особая миссия», как бы ответил типичный христианин? «Кто, я? Я не могу этого сделать. Я недостоин». Но это не есть истинное смирение.

Смирение – это не то, когда думают о себе как о меньшем, это когда думают о себе меньше. Мирьям страстно жаждет Бога и видит свою цель осуществленной. Вот основа для ее смирения. Она не отступает, но стоит в страхе Божьем, который есть начало мудрости. Она смиряется, отводя глаза от себя и сосредотачивается на доброй вести о грядущем Царе.

И эта девушка обретает силу духа. Сейчас я знаю, что вы, как обычно, думаете о ней как о мирной, тихой, маленькой женщине с рождественских картинок. Свидетельство Библии таково, что эта женщина обладает силой духа и смелостью (есть хорошее еврейское слово для этого состояния – хуцпа, «дерзость», «смелость»). Мирьям – всего лишь подросток, тинэйджер. Один из Архангелов явился к ней и объявил: «Ты сверхъестественным образом зачнешь Мессию, царя вселенной» — И что она отвечает ему в своем смирении? Посмотрите текст Луки (Лк.1:38) и послушайте внимательно ее властный ответ:

 «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел»

Ангел делает экстраординарное объявление, уверяет ее, что нет ничего невозможного для Бога и она в своем смирении – без каких-либо оговорок – без того, чтобы сосредоточиться на себе или своей недостойности, неадекватности или недостатках, просто отвечает: «Вот, я слуга Господа; пусть со мной будет так, как ты сказал».

Она обладала сердцем, в котором был дух служения. В тексте используется греческое слово «раб» в женском роде (doulos). «Се, раба Господня». Это эквивалент выражения, которой позже скажет ее Сын: «Твоя воля да будет». Это женщина, которая обладает выдающейся силой характера, да еще в таком юном возрасте. Истинное смирение — не слабость, это божественная сила. Я не сомневаюсь в том, что сила характера Мирьям – это то, что она передала своему сыну, Йешуа.

Да даст нам всем Господь ее отношение к жизни и силу духа. Давайте все вместе скажем: «Используй меня, Господи, во всем, что Тебе необходимо для Царства, ибо с Тобой нет ничего невозможного».

В-третьих, Мирьям изучала Тору и Писания были у нее в сердце.

Помните «Протоевангелие Иакова»? Очевидно, что это во многих смыслах несамостоятельный текст, но как кажется, он отражает некоторые традиции, которые вполне реалистичны и обоснованы. Первая – это предположение о том, что Мирьям выросла в Иерусалиме. Другая – та, что ее на четвертый день рождения посвятили служению Господу в Иерусалимском Храме.

Ортодоксальный еврейский ученый, участник Иерусалимской школы синоптический исследований, д-р Сафраи отметил, что есть некоторые свидетельства того, что маленькие девочки служили в Храме в Иерусалиме, выполняя разные функции, помогая священникам. Мирьям вполне могла быть одной из них. Когда они достигали возраста 12 или 13 лет, они уже становились слишком взрослыми для такого служения и возвращались домой. Одно из преимуществ служения в Храме заключалось в том, что этих девочек обучали еврейским Писаниям, Торе, знание о чем может дать нам ключ к тому, чтобы понять почему Мирьям была столь хорошо знакома со священными текстами.

Прежде всего, отметьте, что происходит в (Лк.1:39) и в следующий момент. Мирьям посещает свою тетку Елизавету, которая, согласно традиции, жила в Эйн-Карем:

 «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,  и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.  Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,  и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!  И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?  Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа»

 

Я очень люблю эту историю прежде всего потому, что она показывает, что Святой Дух (Руах хаКодеш) все еще активно действует в Земле Израиля. Еще одним примером этого является история о том, как после рождения Иисуса Мария берет своего сына в Храм – в послушание Богу Торы – и встречает пророка и пророчицу [Симеона и Анну – М.Б.]. Это показывает Святого Духа за работой задолго до дня Пятидесятницы, который многие христиане воспринимают как исключительный день, когда Святой Дух начал свое действие в мире.

 

Во-вторых, я люблю эту историю потому, что в ней показана миссия Иоанна [Крестителя – М.Б.]. Какова она? Быть свидетелем Иисуса. Я подозреваю, что именно в этот раз Иоанн впервые свидетельствовал об Иисусе, будучи еще в утробе матери. Когда Мария пришла и приветствовала Елизавету, Иоанн запрыгал от радости в утробе, потому что встретился с Тем, кому он должен приготовит путь. Мудрецы Израиля особым образом смотрели на детей в утробах. Они говорили о том, что младенцы в утробе могут петь и что они присоединились к общей победной песне в момент Исхода из Египта.

 

Из ее ответа на божественное утверждение Елизаветы, которым как раз и является «Магнификат», видно, что Мирьям очень серьезный ученик Торы, что Божье Слово находится у нее в сердце. Прочтите внимательно (Лк.1:46-55)… В этих словах Мирьям делает ссылки как минимум на 13 строк из Еврейской Библии. Почти каждое выражение – это отсылка к тексту, который она помнила наизусть и о котором долго размышляла. Она знает Писания, и в силе Духа  Святого, когда из нее вырываются слова благодати, говорит словами Писания, которые у нее в памяти.

 

У меня нет времени для детального анализа всех ссылок, но достаточно только сказать, что все они указывают на значительный спектр книг  [Еврейских Писаний, Торы, «Ветхого Завета» — М.Б.], таких как Бытие, Второзаконие, Пророки Исайя и Захария. В особенности они связаны с Псалмами: 33:3, 68:31, 88:11, 102:17 и 110:4.

 

Мы теперь видим Марию новыми глазами. Она – ролевая модель, которой можно доверять, и наставник для учеников Иисуса 21-го века.

 

В-четвертых, у Мирьям был дар возвеличивать Бога

 

Для того, чтобы вернуть Марии (Мирьям) важную роль модели для нас, учеников Иисуса, я бы хотел предложить идею, которую, как я подозреваю, вы ранее не слышали. Единственное время, когда вы слышите о Мирьям, это контекст Рождества. Вот она на наших рождественских открытках, милая, кроткая маленькая женщина. Сейчас я должен сказать о том, что большинство еврейских женщин не являются маленькими, кроткими женщинами!

 

Моя мысль состоит в том, что о Мирьям следует думать как о Сарре и Ревекке, как о Рахиль и Лее. Она очень сильная, очень одаренная, крайне высокоразвитая, и она очень смиренная женщина.

 

Отставим в сторону тот факт, что эта драгоценная еврейская жена и мать в церковной истории последовательно стала «Бого-родицей», матерью Божьей, и даже в некоторых кругах «царицей небесной». Давайте попробуем посмотреть на эту еврейскую женщину с еврейской же перспективы. В конце концов, она – мать нашего Мессии, а Тора учит нас почитать наших родителей.

 

Мирьям – не только ученица Торы, но она также обладает даром восхваления. Она обдумывает свои слова и дела и переводит свое глубокое понимание в хвалу Бога Авраама, Исаака и Иакова:

 

«Величает душа моя Господа

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк.1:46-47)

 

Еврейская женщина знает как восхвалить Бога! … Что за утверждение: «Величает душа моя Господа»! … По-гречески слово «возвеличивать» или «превозносить» в этом тексте означает «делать великим». Мирьям – женщина, которая хочет сделать великим Бога Израилева, она поднимает Его выше, чем кого-либо другого. Я хочу привлечь ваше внимание к нескольким наиболее ярким образам, которые она использует и которые описаны у Луки, 1:

 

В стихе 48 она говорит о том, что Бог вознес смиренных. Исайя пророчествует о том, что когда придет Мессия и спасение Бога откроется на всей земле, смиренные будут возвышены, а гордые будут смирены. Хвала Мирьям отсылает как раз к этой строке и подразумевает именно это пророчество.

 

То, что Бог смиряет гордых и возвышает смиренных есть духовный принцип, который трижды цитируется в Новом Завете при описании разных аспектов новой Мессианской эпохи. И Мирьям тут является как будто первым плодом этого нового времени. Бог возвеличивает ее в ее служении и благословляет в смирении. Безусловно, все поколения увидят это и назовут ее благословенной.

 

В стихе 50 она особо выделяет Божье милосердие. Еврейское словоупотребление, которое стоит за этим, подразумевает дословно «милосердную доброту», милостивую верность Бога договору с Израилем, которая покрывает всех, кто ходит в страхе перед Ним, от поколения к поколению. Еще раз, она говорит о последствиях обещанного прихода Мессии так, словно видит его своими глазами. И ее Сын продолжит это делать сходным языком в одном из своих наиболее запоминающихся учений, которое находится в (Мф.5:1-12) [Нагорная проповедь – М.Б.].

 

В стихе 51 она наблюдает за тем, как сильная рука выполнила великие дела, наподобие того, когда она рассеяла гордых и надменных сердцем и низложил правителей с престолов,  одновременно вознося смиренных. Это не абстрактное выражение, Мирьям здесь указывает на конкретный исторический факт: на Исход! Она говорит нам, что сила, которая была за работой, выводя детей Израиля из Египта – это та же сила, которая приносит Искупителя, Йешуа. Та же сила спасения работает и в ее утробе. Она собирается родить Искупителя по имени Йешуа («Бог спасает»), и Он собирается спасти людей от их грехов. Он – Мессия и Он спасет, выведет и сохранит. Также, как было при Исходе… Его мать говорит о том факте, что эта же самая сила работает в ней, и те же великие дела, которые Бог сделал во время Исхода, Он собирается сделать снова через ее малыша.

 

Сегодня для нас, с нашим греческим образом мышления, типично делать в дурном смысле «духовными» такие слова, как «низложил сильных с престолов» и «богатящихся отпустил ни с чем». Я вынужден подчеркнуть, что нам необходимо это переосмыслить. Где бы Царство Божье ни открывалось, оно всегда имеет радикальные последствия для политики, социума и отношений. Царство Божье – это не «пирог-в-небесах» [то есть не некая награда, «рай», куда человек попадает после смерти – М.Б.]. В то же время это не некоторое теплое, смутное, небрежное агапэ [любовь – М.Б.], комфортабельные, добрые чувства по поводу Бога. Царство означает, что Бог врывается на Землю через людей для того, чтобы выполнить Свои цели – а также последствия этого для всех.

 

Если вы не верите мне, спросите Иисуса. Имело ли Царство Божье значение для политики в Его дни? Имело столь радикальное значение, что Его убрали со сцены. Имело ли оно последствия для ложной религии и лицемерия некоторых религиозных лидеров  в Его время? Абсолютно. Имеет ли оно радикальные последствия для наших отношения друг с другом? Абсолютно.

 

Где сегодня в мире Царство открывается наиболее мощно и энергично? Ну уж точно не между богатыми и состоятельными – только не среди американцев [почему Прайор так плохо относится к собственной стране? – М.В.].

 

Это не просто некая духовная проповедь: то, о чем эта маленькая еврейская женщина говорит – это часть мессианского видения пророков, и это видение уже начало осуществляться в Иисусе и в нас, Его людях. Нам необходимо вычеркнуть гордость из своей жизни, нашу зависимость от денег, заменившую нашего Руководителя. Нам необходимо смирить себя, чтобы Он мог поднять нас до благословения и служения. Да будет так, Господи.

 

Я также хотел бы привлечь ваше внимание к стихам 54-55, последнему утверждению «Магнификата». Я люблю Мирьям, потому что она также обладает страстью по Израилю. Она говорит, что Бог помог Израилю, Своему слуге, в память о Его любящей доброте (хесед), Его верности Завету:

 

«как говорил отцам нашим,

к Аврааму и семени его до века»

 

Когда Бог вспоминает – Он действует. Когда Писание говорит: «и Бог воспомянул», это означает, что Он готов действовать. По-еврейски, «помнить» не означает находиться в пассивном состоянии воспоминания. Нет! Когда Бог Авраама, Исаака и Иакова вспоминает, Он действует. Даже когда Он работает в ней, Мирьям осознает, что Он выполняет свои обещания. Ведь Он поклялся Аврааму, что в его потомстве благословятся все народы, а Израиль, избранный из всех народов, будет Его народом для того, чтобы нести Его имя в этот мир… Бог говорит Иакову:

 

«и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:15)

 

Мирьям обладает великой любовью к Израилю, который есть благословение для всех народов. Она видит, что Бог выполняет эти обещания через Йешуа. Мирьям понимает, что то, что происходит в ее теле – это часть выполнения Божьих обязательств Завета с Израилем и выражение Божьего хеседа для всех людей. Как выразился ангел чуть позже, во время рождества:

 

«слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14)

 

Давайте будем подобны Мирьям, людьми, которые знают обещания и силу Божью, давайте будем людьми, которые знают как правильно славить Бога!

 

Евангелие от Луки обеспечивает глубокое видение жизни еврейской женщины Мирьям. Даже сама форма того, как Лука преподносит факты, говорит о том, что он получил свою информацию из первых рук. Например, когда ангел появился перед Мирьям, она была одна, никого другого не было рядом, кто мог бы знать эту историю. Как же Лука мог ее записать? Он также сделал очень личные наблюдения, например, о ее удивлении от того, что она услышала (1:29) и о том, как она сохраняет все услышанное в своем сердце (2:19).

 

Важная часть еврейского наследия нашего Нового Завета – то, что его тексты содержат не только информацию об Иисусе, но также свидетельства очевидцев, подобных Его матери. Эти священные документы – это празднование Иммануила, Бога-который-с-нами. И, возможно, нет более важного и значимого свидетеля чем мать Мессии, которая стала Его преданной ученицей.

 

В-пятых, Мирьям — наша модель и наставник, потому что она стала преданной ученицей своего Сына

 

Писание свидетельствует о том, что Иосиф и Мария были благочестивы. Они обрезали младенца Йешуа на восьмой день и посвятили Его, своего перворожденного сына, в Храме. Все это осуществилось в соответствии с Торой Моисея.

 

Каждый год, в соответствии с Евангелиями, Мария и Иосиф брали своих детей в Иерусалим на праздник Пасхи. Это было трудное четырехдневное путешествие, которое многие совершали только раз в жизни. Точно также впечатляет тот факт, что эта сильная, благочестивая еврейская мать смогла отпустить своего Сына на Его служение. Ее смирение и чувство служения – открытое в ее ответе Гавриилу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — дало силу, которая подтолкнула ее отпустить своего возлюбленного Сына на Его служение.

 

Помните случай, когда она с остальными ее сыновьями пришла к Йешуа в тот момент, когда Он посвящал учеников. Она сказала: «Пойдите и скажите Ему, что Его мать здесь. Мне нужно увидеться с Ним». Что Он ответил на это? «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?  И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;  ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:46-49).

 

Эта идея радикальная и глубокая. Иисус говорит это в связи со Своим служением: семья Царства становится превалирующей по своей природе над [обычными] семейными отношениями.

 

Сегодня многие люди, вероятно вы и я, были бы раздражены этим утверждением. Что же делает Мария? Она пакует свои чемоданы и следует за Иисусом. Она становится Его учеником. Ее мальчик теперь становится ее руководителем. Ее Сын становится рабби (учителем). И она с Ним на протяжении всего Его служения как ученица.

 

Она следует с Ним даже до Его смерти. Мирьям там, где Йешуа вознесен на крест. Мой разум отказывается осмыслить это; я бы хотел, но не могу. Я хотел бы иметь достаточно творческого воображения для того, чтобы хоть чуть-чуть почувствовать каково же было для Мирьям видеть своего Сына, страдающего от наиболее жесткой и негуманной формы казни. Я поражен этим фактом. Очевидно, что эта дочь Авраама должна была вспомнить, что Авраам был призван принести в жертву Исаака, своего возлюбленного сына. И вот  сама она должна отказаться от своего любимого Сына, открывшего Царство Божье для людей. Можно почти услышать шепот ее терзаемого сердца: «Да будет по слову Твоему, о Господь! Жажда всей моей жизни – быть Твоей верной слугой».

 

Мирьям – это выдающаяся женщина, которая произвела на свет выдающегося Сына. Лука продолжает свои записи множеством добрых вестей о ней в «Деяниях апостольских». Мы читаем о том, что мать Иисуса была в верхней комнате [Сионской горнице – М.Б.] с апостолами и учениками, преданно и терпеливо ожидая момента, когда будет исполнено обещание Пятидесятницы.

 

«Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:19)

 

Мирьям стала преданной ученицей, поэтому также нужно поступить и нам.

 

Позвольте мне суммировать все свои пять пунктов.  Я надеюсь, что вы сможете запомнить их или записать и сохранить в своем сердце. Мария – ролевая модель для нас и наставник потому, что она:

 

  • выделяется особым отношением и служением Богу
  • была смиренна и имела сердце, в котором был дух служения
  • изучала Тору и Писания были у нее в сердце
  • у нее был дар возвеличивать Бога
  • была преданной мамой, которая стала преданной ученицей своего Сына

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *