Нужна ли нам 12-Шаговая программа для сна?

insomniaАнонимные Страдающие от Бессонницы: Нужна ли нам 12-Шаговая программа для сна?

Рубен Найман, Хаффингтон Пост

https://www.huffpost.com/entry/insomnia-treatment_b_880155

Rubin Naiman, PhD, Clinical Assistant Professor of Medicine

21/06/2011

 «Спросите страдающих от бессонницы о том, почему они не спят, и они, скорее всего, скажут вам, что это происходит потому, что они недостаточно сонливые. Но как же это может быть? Принимая во внимание их хроническое недосыпание и типичное усердие в том, чтобы сделать все правильно, они должны быть сонливыми. Но они таковыми не являются. На самом деле, они даже менее сонливы, чем нормальные люди в течение дня.

Причина, по которой страдающие от бессонницы чувствуют себя недостаточно сонными состоит в том, что они на самом деле являются безостановочно бодрствующими или, говоря техническими терминами, сверхвозбужденными. Сверхвозбуждение вызвано острой реакцией на стресс, которая стала хронической, самоподдерживающейся и неослабной. Это выглядит так, как будто личная система безопасности человека зависла на высоком уровне угрозы, делая того постоянно тревожным и сверхбдительным.

Сверхвозбуждение характеризуется повышенной активацией эндокринной, иммунной и нервной систем, а также повышенной температурой тела, ускоренным метаболизмом и усиленными колебаниями волн электроэнцефалограммы.  С психологической точки зрения, сверхвозбуждение ассоциируется с обсессивно-компульсивными тенденциями – разновидностью болезненной спешки, которая превышает естественные ритмы активности и отдыха.

Хотя непрестанное бодрствование сверхвозбуждения прячется в тени суетливой дневной жизни, оно вполне ощутимо и разрушительно в темноте и тишине ночи, когда оно побивает своими козырями сон. Не смотря на свою яркую внешность, бессонница восновном — это расстройство бодрствования.

Бодрствование не является универсальным, гомогенным опытом. Как показывают измерения электроволн мозга, оно комплексное и очень нюансированное. Точно также, как мы различаем различные стадии здорового и дисфункционального сна, мы также выиграем, если введем новую классификацию бодрствующего сознания. До тех пор, пока мы этого не сделали, полезно признать, что существуют нормальные, здоровые способы бодрствования, и менее функциональные, нездоровые способы того, как это делать.

Не удивительно, что безостановочное бодрствование является соблазнительным  и потому вызывающим зависимость. Оно очень высоко цениться, активно поощряется и считается нормальным, если не героическим, в этом мире. Конечно, обратной стороной безостановочного бодрствования является мнимый выигрыш повышенной активности, эффективности и производительности. Во многом подобно процессу зависимости от игры, секса, Интернета или еды, безостановочное бодрствование обещает краткосрочное удовольствие или облегчение за счет дистресса в долгосрочном периоде. Те, кто пойман в капкан безостановочного бодрствования, схожим образом проявляют отрицание, чувствуют свое бессилие перед неспособностью управлять своей жизнью и становятся своевольно-самоуверенными. Безостановочное бодрствование кладет тяжкую ношу (в данном случае, сверхвозбуждение) на спину человека. Ирония состоит в том, что абстинентный синдром, ломка от этой зависимости – как раз и есть неспособность успокоиться.

Нам необходимо сделать прорыв в нашем отрицании широкого распространения зависимости от безостановочного бодрствования. Эйнштейн пришел к выводу о том, что мы никогда не можем решить проблему на том уровне, на котором она появилась. Если мы признаем безостановочное бодрствование причиной бессонницы, мы станем с меньшей вероятностью раз за разом использовать его для лечения нашего сна. В конце концов, исцеление наших бессонных ночей требует того, чтобы мы дополнили конвенциональные лекарства более трезвым подходом по отношению к нашим излишне бодрым дням. Я верю, что множество ключевых элементов 12-шагового процесса реабилитации являются наиболее ценными в этой сфере и хочу окинуть взглядом хотя бы некоторое из них.

Я часто обсуждаю со своими пациентами, страдающими от бессонницы, Молитву о душевном покое. Будучи одним из столпов процесса реабилитации, эта краткая мольба признает необходимость трезво принять то, что мы не в силах изменить, просит о мужестве для того, чтобы изменить то, что мы можем и о внедрении в нас мудрости для того, чтобы отличить одно от другого. Безостановочное бодрствование поощряет беспрестанные действия и разрушает принятие.  Понимание роли приятия является критически важным для исцеления от бессонницы.

Процесс исцеления в целом начинается со смиренного принятия бессилия перед зависимостью и того, что она стала неуправляемой. Завязнув в глубине бессонных ночей, страдающие от бессонницы могут частным образом, не будучи никем увиденными, признавать бессилие в этой битве. Однако, как только приходит утро, они чаще всего берут свою волю снова в руки и пытаются управлять неуправляемым. Признание своего бессилия и неуправляемости может быть легко спутано с потерей веры в себя и склонении головы перед бессонницей. На самом же деле, речь идет об укреплении нашей веры, расширение веры во что-то более могущественное, чем мы сами, и не бессильное склонение головы, а радостная капитуляция перед ним.

Некоторые возражают против религиозного тона 12-шагового определения Высшей Силы, особенно того, что «Сила, более могущественная чем наша может вернуть нас к здравомыслию». На самом деле, дело не касается в этом случае религиозного обращения, но очень важного духовного смещения в сознании, которое наконец признает позитивные и дружественные силы вне нас самих. Например, чьей-либо «Высшей Силой» могут быть законы природы, коллективное благо человечества или же Бог в более традиционном понимании. В реальности почти невозможно иметь дело с бессилием и неуправляемостью без того, чтобы не опереться на что-то более сильное, чем мы сами.

Сообщество, основанное на убежденности в том, что исцеление зависимости зависит от поддержки группы, которую можно получить путем посещения групповых собраний, является ключевым фактором исцеления. Работа в психотерапевтических группах, а также общепризнанные методы преодоления бессонницы делают упор на личную ответственность. В дополнение к этому, собрания Анонимных Страдающих от Бессонницы могли бы обеспечить необходимую социальную и групповую поддержку, а также структуру для того, чтобы проводить страдающих от бессонницы через программу реабилитации.

Безостановочное бодрствование ассоциируется с безостановочным мышлением и безостановочными усилиями. Фактически, страдающие от бессонницы чаще всего прилагают слишком большие усилия для обеспечения сна, то есть, они слишком сильно стараются заснуть. Тема капитуляции, которая пропитывает исцеление, может предложить мощное духовное лекарство для лечения бессонницы. Засыпание, вначале ночи или же в ее середине, не является актом воли (или актом приема таблетки), но актом готовности. Наиболее простой, но в то же время необычный, непривычный для нас аспект отхода ко сну – это сдача, отказ от нашего безостановочного бодрствования. Еще раз – для того, чтобы это сделать, нам необходимо, чтобы мы расширили границы нашего доверия  или веру во что-то, более могущественное, чем мы сами. Если мы отставим в сторону все усложняющие рассуждения на эту тему, то процесс реабилитации сна может напомнить нам, что прежде всех биомедицинских аспектов засыпание является актом веры.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *