Нужно ли психотерапевтам говорить о Боге?

 

БогСовременная психотерапия амбивалентна по отношению к Богу: создатель психоанализа и первый, по сути, психотерапевт, Зигмунд Фрейд считал веру в Богу неврозом, а Карл Юнг, который может считаться вторым патриархом психотерапии, придерживался того мнения, что без духовного пробуждения и нового духовного опыта человек не может достичь целостности и не может позитивно меняться. Сам Юнг обладало опытом постижения мистической глубины жизни, о чем говорит хотя бы его «Красная книга».

Каждый может сам оценить, какой из этих основателей психотерапии ему ближе, однако нельзя не заметить пессимизм и грусть Фрейда в отношении человека и позитивное отношение к личности, к ее изменениям у Юнга. Юнг, ко всему прочему, был одним из косвенных основателей Программы 12 Шагов, чему есть документальные свидетельства. Его идея «дух против алкоголя» (spiritus contra spiritum) и утверждение о том, что единственно верный и оправданный путь к новому жизненному опыту — это путь, который ведет к высшему пониманию, тому, что когда-то называлось «соединением с Богом», говорят о том, что, как минимум, часть психотерапии может быть построена на активной помощи человеку в приобретении веры и доверия к Высшей Силе, или же на исправлении его веры и на примирении с Богом, если у него были страхи и обиды не Всевышнего.

Страхи и обиды на Бога, чувство отверженности и тотальной греховности отвечает за значительную часть депрессий у множества людей. Неверные и болезненные убеждения, модель Высшей Силы как наказующей, строгой и справедливой Силы или Старика-Сидящего-На-Месте-Судьи, следящего пристально за моими действиями и составляющего список моих прегрешений, приводят к фобиям и отвержению самого себя из-за того, что нелюбовь и неуверенность в себе выдаются за нелюбовь и наказание Божье.

Однако тем, кто ищет свой выход из депрессии, нужно знать, что существует психотерапия, которая в состоянии исправить их отношения с Богом или даровать умение верить в Него и доверять Ему. Слово «вера» в Библии-Торе на иврите звучит как эмуна  и дословно переводится как «доверие».  Я знаю, что Бог есть, но доверяю ли я Ему (или Ей, кому как угодно)? Через Терапию 12 Шагов Вы сможете обрести того  Бога, какого вы бы хотели: мягкого, мудрого, надежного и поддерживающего Брата, Сестру, Отца или Мать, которых, возможно, Вам ох как не хватало при живых родителях и прочих близких людях.

И не только Программа 12 Шагов говорит о Боге прямо и открыто. Мудрые современные психотерапевты также честно ставят вопрос о вере своих клиентов:

«Люди в Великобритании не очень религиозны по сравнению с другими странами, хотя специальные исследования показывают, что большой процент британцев все-таки верят в Бога и в жизнь после смерти. В США процент верующих еще выше. Такой высокий процент наводит на мысль, что религиозные верования нормальны и даже важны, но для подавляющего большинства психиатров и психотерапевтов наличие религиозных верований у человека служит доказательством того, что человек, в лучшем случае, наивен и глуп, а в худшем, что он невротик или даже психотик.

Я спрашивала многих клинических психологов, верят ли они в жизнь после смерти, и они обычно отвечали, что нет. А когда я им говорила, что при терапии депрессивных людей было бы неплохо исследовать их религиозные чувства, многие из моих коллег смотрели на меня несколько странно, возможно, думая, что я не совсем в своем уме, раз на старости лет начала исследовать религиозные чувства людей.

Я была шокирована тем фактом, что некоторые из моих коллег, которых я всегда считала довольно свободомыслящими людьми, были настолько враждебно настроены к религии, что отказывались серьезно относиться к религиозным чувствам других людей. Они не понимают, что, если терапевт верит (не озвучивая), что смысл терапии в том, чтобы сделать жизнь клиента более счастливой и успешной, и при этом враждебно относится к религии, а вера или надежда клиента (также не озвученная), заключается в том, что терапия поможет ему стать лучше и примириться с Богом, то такая терапия обречена на провал, так как клиент и терапевт идут разными путями.

Терапевт должен понимать, что, когда вы находитесь в процессе спасения своей души, счастье для вас неважно. То, что психология является наукой, а наука всегда противопоставляет себя религии, часто является оправданием пренебрежения  психотерапевтов к религиозным чувствам. Более того, сам Фрейд когда-то авторитетно заявил, что религиозные чувства – это доказательство невроза, а религия – это универсальный невроз. Юнг возражал Фрейду в этом вопросе, но именно взгляды Фрейда, наряду с научными взглядами на религию, оказали самое сильное влияние на британскую психиатрию.

Как результат, основной учебник по клинической психиатрии Слейтера и Рота дает всего лишь одну ссылку по теме религиозные чувства…

Увы, не только скептически относящиеся к религии психотерапевты и психиатры не смогли понять этого, но и многие чиновники от религии, приверженные христианству, и даже те, кто считает себя продвинутым в духовном плане. И если вам не повезло доверить ваши проблемы такому человеку, то вы поймете, что его скептическое отношение к всепрощению Бога или к утешительной силе божественного только все дальше и дальше отбрасывает вас во тьму депрессии, и лучше вообще об этом не говорить…» (Дороти Роу «Депрессия: выход из вашей тюрьмы»)

Со своими клиентами и друзьями в процессе поиска выхода из депрессии, если это необходимо, мы открыто и честно говорим о Боге, как каждый Его понимает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *