Планетарий нашего воображения

планетарий

 

Когда-то советский философ, несчастный Эвальд Ильенков писал о том, что за творчество и собственно сапиентность человека, его разумность, отвечает продуктивное воображение. Оно позволяет создавать (как о том писал Карл Маркс в «Капитале» о пчеле-трудяге и ее отличии от человека) образы того, чего еще не существует. Но еще до него К.Юнг основу творчества видел в таком активном воображении: оно позволяет привнести нечто новое в сознание, в повседневную жизнь, приведя это новое, фантазии и сны, из глубин подсознания.

К сожалению, активное воображение позволяет создавать, кроме всего прочего, депрессию. В условиях, когда человек не знает иной силы, контролирующей его жизнь кроме себя самого, он планирует свой жизненный путь, используя воображение. Человек рисует картины воображаемого будущего на экране своего внутреннего планетария. Картины эти красивые и вполне логичные, только вот беда: они не осуществляются. Осуществляется что-то, что человек не планировал, хотя часть планов и расчетов все же оправдывается. Когда человек живет своим воображением, то постепенно на экране планетария возникают ужасные картинки, потому что неконтролируемость жизни постепенно становится основой для воображаемых картин ужасного будущего. Ведь то, что я не контролирую ужасно. Если я не контролирую свое здоровье, то я могу ведь сильно заболеть и даже умереть. Если я не контролирую экономику страны и мира, то очередной кризис может привести к потере работы и к тому, что мне вовсе не удастся найти «хорошую» работу. Если я не  контролирую другого человека, то я никогда не смогу найти себе подходящую пару для счастливой семейной жизни. Если я выезжаю из дому, а там остались дети, то где гарантия, что они не включат газ и не забудут его выключить, что они не полезут в разетку?

В результате просмотра таких картин (не обязательно осознанно и запланировано, часто это бывает во сне или в фобиях) зритель планетария приходит в угнетенное состояние и теряет энергию к действию. Он все время готовится к худшему. С одной стороны, это дает то преимущество, которое заключается вы том, что все полностью определено, то есть все будет плохо. С другой, качество жизни становится ужасным, напряжение, тревога, стыд, фобии не дают нормально жить.

Когда-то я запланировал покинуть экономическую науку и стать психотерапевтом, и стал им, только мне пришлось потерять родной город, место работы, знакомые с детства улицы и людей. Еще год-полтора назад я и подумать не мог, что это будет условием осуществления моей заветной мечты. Совпадает ли картинка моего планетария и реальность? И да, и нет. Хотел ли я чтобы все так и было? Нет. Мечтал ли об этом? Нет. Нравится ли мне результат? Да! Что делать со своим планетарием воображения? Понимать, что он не то чтобы врет, сколько то, что не я управляю конечным результатом своих жизненных действий, реализацией своих планов и мечтаний. Я — лишь часть гигантского потока жизни, в моей жизненной струе есть смысл, даже если я его сейчас не понимаю, моя жизнь имеет ценность и важна для Вселенной, но результат и направленность от меня почти не зависят. Если я буду барахтаться и стремиться управлять потоком, я буду в депрессии, потому что управлять им, контролировать его невозможно. Если я отпущу себя, прекращу на глобальном уровне контролировать поток (а значит перестану обижаться на Вселенную за то, что сейчас все идет не так, как я хотел), то он будет нести меня легко и свободно. Тревожные картинки в таком случае будут не более, чем ошибками мультимедийного проектора моего сознания, над которыми можно иногда и посмеяться. То есть посмеяться над самим собой. Разве люди в депрессии умеют подтрунивать и смеяться над собой по-доброму? И как ни странно, в этом есть смысл: вероятность реализации плохого сценария с экрана планетария моего воображения никак не больше, чем хорошего. На самом деле позитивные картинки там тоже нарисованы, однако я их не привык замечать. Ничего, постепенно я учусь и этому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *