Ты У-А? – Одновременно усталый и активный?

insomniaТы У-А*? – Одновременно усталый и активный?

Рубен Найман, Хаффингтон Пост

https://www.huffpost.com/entry/tired-wired_b_5163844

 22.04-22.06.2014

Rubin Naiman, PhD, Clinical Assistant Professor of Medicine

*У-А – в оригинале T-wired от англ. tired + wired – усталый + «подключенный», «заведенный», активный

Из-за того, что столь многие из нас борются каждую ночь с некачественным сном и сновидениями, мы становимся хронически усталыми. В то же самое время, сверхактивность, ставшая символом современной жизни, толкает нас к тому, чтобы мы чувствовали себя постоянно «заведенными»

В последние годы возникла новая, гибридная форма бодрствующего сознания. Из-за того, что столь многие из нас борются каждую ночь с некачественным сном и сновидениями, мы становимся хронически усталыми. В то же самое время, сверхактивность, ставшая символом современной жизни, толкает нас к тому, чтобы мы чувствовали себя постоянно «заведенными». Мы становимся «У-А» – одновременно усталыми и активными, «заведенными», «подключенными».

Не смотря на то, что это состояние лишает сил и уверенности, для миллионов из нас нормально быть в У-А-состоянии. Я вижу У-А везде. Среди моих друзей, в семье, среди соседей и коллег. А также среди публичных фигур, таких как политики, звезды, герои фильмов и даже герои мультфильмов (например, Гомер Симпсон). Ну и конечно, постоянно я вижу разросшиеся побеги сознания типа «У-А» у своих пациентов, страдающих бессонницей.

Не смотря на хроническую борьбу с плохим сном, люди, страдающие бессонницей, обычно признаются в том, что днем чувствуют себя энергичными. Но они также быстро добавляют, что в глубине они также чувствуют себя очень усталыми: истощенными, израсходованными, предельно вымотанными. Такое несоответствие подверглось научным исследованиям и оказалось, что страдающие бессонницей, как популяция, в реальности являются менее сонливыми в течение дня, чем обычные люди.

Исследования подтверждают, что бессонница в целом связана со сверхвозбуждением, разновидностью излишней, можно сказать турбореактивной, бодрости. Сверхвозбуждение характеризуется скачущими электроволнами мозга, ускоренной частотой сердечных сокращений, повышенной температурой тела и дисфункциональным гормональным ритмом. И все это служит тому, чтобы нарушить ночной сон, а днем прикрыть сонливость.

В то время, как сверхактивность властно толкает нас вверх, сонливость и усталость одновременно тянут вниз. Мы некомфортно, болезненно вытянуты в разных направлениях равными силами. Я думаю об этом как о психологическом эквиваленте зависимости. И не удивительно, что бессонница и сверхвозбужденность сильно связаны с депрессией, которая как раз и характеризуется постоянным чувством остановки, залипания, бессилия.

Мы залипаем на безостановочности. Современный стиль жизни накладывает на нас жесткие требования быть безостановочными. Мы затоплены информацией и необходимостью участвовать в  разных шоу, и почти зависимы от активности и производительности. Мы ходим, говорим и думаем все быстрее и быстрее. Поспешность является фактически наиболее общим нарушением закона. А бессонница стала эпидемией.

Мы живем в мире безостановочного движения, в мире, который отбивает  охоту замедляться и останавливаться, в мире, который потерял свое чувство ритма и уважение к отдыху. Все живое всегда очень живо, всегда в движении, но природным мир находится в ритмическом движении, то есть смягчается отдыхом. Вещи расширяются и сужаются, приходят и уходят, становятся активными и отдыхают. Но У-А – это состояние, в котором естественные, дополняющие друг друга ритмы активности и отдыха нарушаются, заклиниваются, тормозятся. Сверхвозбуждение приводит к сверхускорению, нарушению ритмов бодрости, которая больше не уравновешивается, не приглушается адекватным отдыхом. Истинным отдыхом.

Слишком многие из нас позабыли о том, как отдыхать – как нам истинно отдыхать. Мы часто путаем отдых с восстановлением. Посмотреть кино, потанцевать или почитать книгу может принести удовольствие, освежить и даже в какой-то мере помочь отдыху, но это не является истинным отдыхом. Мы также путаем отдых с опьянением. Какую бы цену мы не платили и какие бы выгоды не получали, но изменение психического состояния с помощью какого-либо вещества не ведет к истинному отдыху. Используемые в медицине транквилизаторы, кроме того, обеспечивают чуть больше, чем подделку под отдых, которая имеет неизбежные побочные следствия.

Из-за того, что У-А-состояние столь всеохватно и всепроникающее, мы склонны искать грандиозные, революционные решения. Обычно же наиболее действенными являются менее драматичные, или даже «скучные», как может показаться на первый взгляд, естественные предписания для управления У-А-состоянием – обучение и регулярная практика истинного отдыха.

Истинный отдых  требует, чтобы мы сначала замедлились, а потом остановились. Чтобы мы остановились полностью. Но очень уж многие из нас потеряли свои тормоза. Мы проскакиваем свои естественные предупредительные знаки ежедневной жизни, вовлекаясь в психологический эквивалент «Калифорнийской остановки» [тип нарушения правил, когда перед дорожным знаком, требующим полной остановки, водитель чуть притормаживает, делая вид, что останавливается, а потом едет снова –М.Б.], нежели в реальности отдыхая.

Что же такое истинный отдых? Это не просто отсутствие активности. Истинный отдых, прежде всего, касается сознательно культивируемого состояния безмятежности [автор использует то же слово – serenity, покой, безмятежность, трезвость, — которое используется в знаменитой молитве Анонимных Алкоголиков о душевной покое: «Боже, дай мне разум и душевный покой…», God,  grant me serenity… — М.Б.]. Он требует вовлечения в ежедневную практику медитации, йоги, дыхательных упражнений, которые замедляют тело и разум. Истинный отдых не только настраивает скорость нашего бодрствования, он также служит естественным мостом ко сну и сновидениям.

Более того, практика истинного отдыха является социальным действием. В мире, который сошел с ума от движения, это подрывная деятельность, протест против общепринятой культуры. Он взывает к серьезным личным и даже духовным изменениям, которые начинаются с готовности выйти за рамки унаследованной ментальности. Он приглашает нас маршировать под иные барабаны, в ритме с природой, включая нашу собственную истинную природу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *