Великий План vs. серотонин

нейронХимическая (=медицинская) модель депрессии возлагает ответственность за формирование симптомов этого душевного расстройства на дисбаланс нейромедиаторов в машине под названием «мозг». Считается, что при движении электрического импульса между нейронами в головном мозге не хватает нейромедиатора серотонина, ответственного за передачу электрического сигнала. Ах, да, есть еще и норадреналин. Задача антидепрессантов — подавить обратное всасывание в клетку этих веществ из пресинаптической щели, в результате чего электрические импульсы должны передаваться больше и быстрее и, соответственно, настроение человека, тонус должны повышаться.

Преимущество этой модели:

  • я бессилен перед химическим дисбалансом;
  • я ничего не могу сделать с депрессией, ведь я не контролирую химические процессы в головном мозге.

Психологическая (духовная) модель депрессии говорит о другом.

Мы живем в мире значений, который сами создали. Мы сами носители этого мира значений. И поэтому, когда мы обнаруживаем, что реальность серьезно отличается от наших представлений, то чувствуем, что наше «я» переполнено, разбито и готово исчезнуть. Когда нам кажется, что мы исчезнем так, как будто никогда и не существовали, то мы испытываем запредельный ужас.

Нам нужно защитить себя от этого страха. Депрессия – это один из самых популярных способов защиты. На самом деле человечество не выжило бы, если не было бы возможности впадать в депрессию. В безопасности тюрьмы депрессии мы даем себе время и возможность заново оценить ситуацию и разобраться, можем ли мы найти смысл для себя и для своей жизни, можем ли мы жить дальше с некоторой степенью безопасности и счастья. Поэтому многие люди относятся к депрессии, как к самому важному периоду в жизни, поскольку во время нее они обретают великую мудрость.

Однако не все люди способны на это, ведь, чтобы пересмотреть свою жизнь, им приходится вспомнить много болезненных событий и усомниться в действиях тех людей, которые должны были о них заботиться. Это страшит их, и поэтому им проще последовать совету психиатров (которые также сами боятся разбираться в собственной жизни) и считать это физическим заболеванием, которое лучше всего лечится антидепрессантами и электрошоком (ЭСТ).

То, на что нам нужно посмотреть и о чем задуматься, — как же так случилось, что мы стали считать себя людьми, которых невозможно принять, плохими людьми, которым нужно много трудиться, чтобы стать хорошими? Мы ведь не думали о себе таким образом, когда мы родились. Для того, чтобы справиться с болью и унижением и чувством, что они плохие и принять их невозможно, дети обещают себе, что, если они будут очень стараться быть хорошими, то когда они вырастут, они будут вознаграждены за свои усилия. Конечно, это подтверждают их родители и учителя. Они говорят: «Если ты плохой, то будешь наказан, если хороший, то будешь вознагражден». Некоторые родители говорят это в контексте общей идеи, заключающейся в том, что именно так нормальная семья и функционирует. Но большинство родителей и все религии настраивают детей на это не просто как на правила, которым надо следовать дома и в школе, но как на общий принцип, на котором основана Вселенная.

Нас учат, что Вселенная построена по Великому Плану, в котором доброта вознаграждается, а зло наказывается. Даже если награда и наказание по-разному воспринимаются в разных религиях, послание всех религий одно и то же: «Если ты хороший, то будешь в безопасности и будешь вознагражден. Если ты плохой, то с тобой будут происходить плохие вещи». Все дети, которые воспринимают это учение (а к таким относится большинство), становятся послушными и хорошими. Это означает, что им приходится отказываться от большей части того, что они хотят или кем хотят быть, но они утешают себя тем, что, будучи хорошими, они будут в безопасности и будут вознаграждены.

Для некоторых из нас эта разница не столь велика, и мы можем найти способ жить с этим. Но для многих из нас противоречие между желаемым и реальным слишком велико, слишком серьезно для того, чтобы как-то смазать его утешением, потому что причина, которая указывает нам на эту разницу, — какое-то реальное бедствие. Иногда ощущение этого противоречия формируется в нас медленно, постепенно, по мере того, как накапливаются доказательства того, что никто не собирается давать нам ожидаемую награду. Может быть, мы постепенно обнаруживаем, что наш брак ужасен и разрушителен, что наша работа, которой мы отдаем столько сил, отупляющая и неинтересная, и, независимо от того, насколько мы хороши, наши родители никогда не скажут нам о том, что любят нас просто так, без всяких условий. Иногда бедствие обрушивается на нас внезапно, вместе со смертью, потерей или когда нас предают, нас отвергают, от нас отказываются те, кто нам был дорог.

Когда бедствие охватывает нас, мы кричим: «Я всю жизнь был таким хорошим. Почему это со мной происходит?»
Если мы верим в Великий План Вселенной, согласно которому добро вознаграждается и зло наказывается, то тогда мы можем дать только два ответа: либо Великий План работает не очень точно, и можно обвинять других людей, и с нами действительно несправедливо обращаются, или Великий План работает правильно, и мы действительно грешны и заслуживаем наказания.

Если мы выбираем первый ответ, то злимся, обижаемся, и нас одолевает чувство горечи. Если выбираем второй ответ, то чувствуем вину и стыд. Если мы мечемся между этими двумя вариантами, то все эти ужасные чувства клубятся внутри нас.
Некоторые могут предложить нам третий вариант: бедствие произошло случайно. Если это так, значит ли это, что добро, сколько бы его ни было, не сможет предотвратить эту катастрофу? Как я могу защитить себя в мире, где бедствие может произойти случайно? Если вещи происходят случайно, то где же Великий План? Может быть, мои родителя и учителя обманывали меня? Чтобы положить конец этому ужасному замешательству и ощущению того, что наше «я» пошатнулось и исчезает, мы можем выбрать такой ответ: «Это была моя ошибка и я заслуживаю наказания», обрушиться на себя, отрезать себя от всех и вся и найти бесплодную безопасность в тюрьме депрессии.

Чтобы найти выход из тюрьмы депрессии, нам нужно заново открыть смысл принятия себя и гнева – чувства, которое нам дано было от рождения. И мы не сможем сделать это, пока будем цепляться за веру в Великий План наказаний и наград, поскольку, даже если мы твердим себе, что нас надо принять, что мы такие ценные, это не помешает нам продолжать лично на себя принимать всю жестокость и несправедливость, от которой мы страдаем. И если мы все это будем принимать лично на себя, то мы будем вновь и вновь попадать в ловушку злости, горечи и обиды, и видеть себя заслуживающими наказания, винить и стыдить себя. Чтобы прекратить принимать лично на себя всю жестокость и несправедливость мира, нам нужно увидеть себя не жертвой злой судьбы, а просто «не очень удачливыми». Нам не повезло, что мы родились в этой конкретной семье, в данное время (хотя очень может быть, что семья эта обращалась бы с любым другим младенцем точно так же, в какое бы время он ни родился), нам не повезло, что мы встретились с конкретными людьми в конкретных местах. Тем не менее то, что мы были несчастливы в прошлом, не означает, что мы вечно будем несчастливы. Даже во Вселенной, где все происходит внезапно и случайно, мы всегда можем быть счастливы.

Выход из депрессии - это путешествие, связанное с изменением себя, своих взглядов на мир и самого себя. Путешествие от мира, расчерченного на прямые поля законов вознаграждения и наказания, в реальный загадочный мир случайных событий и свободы.

(По материалам книги Анонимные Депрессивные, предисл. Д.Роу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *